20 лет “Экономике креативности и инноваций”. Что дальше?

Долгосрочный сценарий развития.

Ekaterina Khramkova, PhD
3 min readJan 15, 2021

Делимся основными моментами, касающимися перспектив дальнесрочного развития областей, связанных с разработкой новых продуктов и инновационным поиском.

Конец Экономики Креативности?

Двадцать лет всеобщей креативности подходят к концу — не в последнюю очередь потому, что с “креативностью” человечество, по-большому счету, не справилось. Лицензирование разработчиков новых продуктов на предмет владения биоэтикой существенно ограничит вход в профессию, — подобно тому, как это было долгое время, например, в медицине, где специалисты дают клятву “не навреди”. Сейчас западные инновационные центра пытаются брать инициативу в этой области в свои руки, в том числе, через обращение к восточным философским традициям. Один из лидеров — MIT, Массачусетский Институт Технологий, на базе которого создан “Центр Далай Ламы по этике и трансформации ценностей” (The Dalai Lama Center for Ethics and Transformative Values). По мере развития актуальности тематики центры развития биоэтики будут появляться в различных регионах мира, причем русской культуре здесь будет отведена ключевая роль.

Мегатренд в индустрии прогнозировании.

Индустрия прогнозирования, как и любая другая отрасль, также развивается и имеет свои собственные “мегатренды”. Форсайт и трендвотчинг сместятся из прогнозирования “окон возможностей” для повышения конкурентоспособности организаций в область оценки цивилизационных угроз и рисков, которые могут повлечь те или иные “инновации”. Сегодня навыки “трендвотчинга, форсайта, форекаста, как прогнозирования рисков” — минимальны, но с течением времени потребность в такой квалификации будет колоссальной. Это потребует владения системным мышлением и, прежде всего, понимания природы “сложности”, “хаоса” и т.н. “неравновесных динамических” структур. В этом смысле показательна деятельность “Кембриджского центра изучения экзистенциальных рисков” (Cambridge Center for the Study of Existential Risks).

Экосистемный трендвотчинг: от корпоративного к сетевому прогнозированию.

Сегодня свои собственные системы сканирования и прогнозирования имеют лишь крупные организации. Навык создания “образов будущего” практически полностью отсутствует. Запрос на создание своих собственных трендвотчинговых систем обозначился в 2020 году и будет неуклонно увеличиваться. При этом, со временем, такие системы трансформируются, с одной стороны, в ядро стратегической деятельности организаций, а, с другой, преодолев корпоративные границы, станут частью глобальной системы оценки угроз и рисков. В нашей статье “50 лет форсайта” описываются первые признаки такой трансформации: упоминается появление концепций “сетевого форсайта” (networked foresight) и “открытого предвидения” (open foresight), в которых различные организации участвуют в коллективном осмыслении с целью реализации инноваций и бизнес-возможностей (например, Gattringer et al., 2017; Wiener, 2017; Wiener et al., 2017; Zeng et al., 2019). Однако это лишь первые шаги, которые со временем трансформируются в более совершенную и выверенную систему глобальной оценки экзистенциальных рисков.

Методики эвристического поиска: внимание на “внутреннего клиента”.

Самые различные креативные методики, которые были созданы в ходе инновационного поиска, начиная от ТРИЗа и заканчивая форсайтом и дизайн-мышлением, будут все больше переосмысляться не столько как инструменты создания конкурентного преимущества компаний, сколько как способ развития сознания, преодоления когнитивных ограничений и ментальных ловушек сотрудников. Здесь предвидятся и “возможности”, и “риски”. Возможности связаны с тем, что повсеместная практика этих подходов существенно расширит горизонты мышления сотрудников корпораций, действительно поможет им в отдельных случаях даже изменить свою картину миру. Риски связаны с угрозой стабильности самих организаций, в которых такая повышенная “осознанность” сотрудников поставит множество вопросов по целям и метрикам успеха, принятым в современной бизнес-среде.

Переосмысление “метрик успеха”: от “Тела” к “Душе”.

Обозначенные выше тенденции — следствие фундаментального переворота, который ожидается в отношении того, что человечество будет считать “развитием, эволюцией”.

Начиная с 15–16 веков западный подход ориентировался на освоение внешнего пространства: начиная от приоритетных принципов развития общества, становления научного мировоззрения, экстенсивного освоения ресурсной базы и заканчивая конкурентной моделью бизнеса, стратегическими приемами ведения войны и, скажем, разработкой линейной перспективы в живописи. Существующие сегодня критерии успеха и соответствующие способы их достижения сугубо материальные, практические: результативность, эффективность, оптимизация, автоматизация, KPI и т.д. Постепенно начинается переход к новым измерениям “развития”, где преимущество будет отдано совершенствованию “душевных” качеств, “внутреннего человека”. Это будет неразрывно связано с изменением понимания того, что делает человека “счастливым”. Показательно в этом смысле исследование нейробиологов из американского университета Висконсин на тему “благополучия”, вышедшее в декабре 2020 (подробнее — наша статья “Компас Благополучия”).

Все перечисленные моменты являются неотъемлемыми этапами антропологического сдвига, который ожидает нас в 21 веке. В основе сдвига — фундаментальное возвращение к вопросу о том, что такое “человек” и переосмысление проблемы сознания, а также концепции человеческого “я”. Одной из ключевых задач общества станет проблематика “гигиены сознания”. Сегодня в этом направлении стремительно развивается диалог между нейронауками и буддизмом. Однако продуктивное развитие этих вопросов будет зависеть от того, насколько эффективно в научное знание будут интегрированы и другие “картины мира”, прежде всего, христианская.

English version.

--

--

Ekaterina Khramkova, PhD
Ekaterina Khramkova, PhD

Written by Ekaterina Khramkova, PhD

TEDx speaker, paradigm shifter, futures researcher | Founder at lumiknows.com, designresearch.ru | GSN at Copenhagen Institute for Future Studies