Futures Research: исследование потенциальных будущих.

Модели трендвотчинга и прогнозирования о “футурошоке”.

Ekaterina Khramkova, PhD
8 min readSep 5, 2023

“Those who are not shocked when they first come across quantum mechanics cannot possibly have understood it”.

— Niels Bohr

Image source

Когда большинство людей задумываются о будущем, оно, как правило, видится им экстраполяцией настоящего, — чем-то вроде продолжения уходящей вдаль дороги. Это обусловлено особенностями нашего детерминированного, невероятностного мышления, ограниченного довольно узкой зоной т.н. “прогнозируемого будущего”. В нейрофизиологии творчества это называется “когнитивной ригидностью”. Примеров такому мышлению можно найти гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. В том числе у тех, кого принято считать экспертами.

“Я думаю, весь мировой рынок — это не более чем пять компьютеров”.
— Thomas Watson, президент IBM, 1943

При этом, в размышлениях о будущем большая часть людей достаточного внимания различным сценариям не уделяет, — а зачастую и не подозревает об их существовании. Особенно это касается альтернативных, потенциальных вариантов будущего, кажущихся “нелепыми“, “абсурдными”, даже “дурацкими”. К такому выводу можно прийти, анализируя наиболее известные модели трендвотчинга и прогнозирования, — о чем мы и поговорим ниже.

Эта статья о том, что:
1. Это кажется контринтуитивным, но зачастую именно то, что с позиции “сегодня” воспринимается как “безумное”, имеет тенденцию становиться прорывом “завтра”.
2. Большинство людей не в состоянии принять этот факт, — этим и объясняется такое явление, как “футурошок”, или “столкновение с будущим”.
3. Лишь порядка 2,5% т.н. “инноваторов” готовы воспринимать будущее не как линейную проекцию настоящего, а как широкий набор потенциальных вариантов, включающих самые “нелепые” сценарии.
4. Исследования Будущего, Futures Research, прорабатывают разные варианты “потенциальных будущих”, прежде всего, альтернативные тому, что сегодня кажется общепринятым и противоречащим устоявшейся эпистемологии.
5. Прокачка Futures Thinking — то, как мы думаем о будущем, предполагает подключение тех же творческих механизмов, которые задействованы в любом эвристическом поиске, включая разработку инноваций.

Шок от “столкновения с будущим”.

Известную концепцию “футурошока”, или “столкновения с будущим”, выдвинутую футурологом Элвином Тоффлером в 1970 году, можно объяснить тем, что однолинейное представление о будущем, присущее большинству, как правило, приводит к тому, что будущее каждый раз оказывается для человечества совершенно неожиданным.

Ниже лишь некоторые примеры того, как даже мировые эксперты своей отрасли, достигшие профессиональных вершин, склонны “промахиваться” с видением будущим потому, что рассматривали его в одном-единственном числе, — представляя себе завтра как продолжение сегодня:

  • Все, что можно было изобрести, уже изобретено.
    Сharles H. Duell, директор Патентного ведомства США, 1899
  • 640K RAM — более чем достаточно для каждого.
    Bill Gates, президент Microsoft, 1981
  • Сказки уже никому не интересны.
    Двенадцать ведущих издательских домов отказали Джоан Роулинг печатать первый манускрипт «Гарри Поттера», 1995
  • В 1903, когда братья Райт совершили полет на летательном аппарате, конгресс США утвердил законопроект, запрещающий вооруженным силам страны тратить средства на дальнейшие попытки создания летающих машин. В это же время патентное бюро США отказалось принимать заявки на выдачу патентов на летающие машины, как сегодня оно не принимает заявки на perpetuum mobile
  • В 1997 году в США по заказу Association for Computing Machinery, Ассоциация вычислительной техники, был составлен прогноз развития средств связи на ближайшее десятилетие.
    В отчете даже не упоминалась возможность доступа в Интернет с помощью мобильных устройств, например, сотовых телефонов или ноутбуков…

И мой любимый пример “одномерного” понимания будущего — известный труд политолога Френсиса Фукуямы “Конец истории”, опубликованный в 1992 году всеми влиятельными бизнес-изданиями и растиражированный мировыми СМИ, как работу, описывающую будущее человечества:

Распространение в мире либеральной демократии западного образца свидетельствует о конечной точке социокультурной эволюции человечества и формировании окончательной формы правительства. Конец истории означает конец века идеологических противостояний, глобальных революций и войн, а вместе с ними — конец искусства и философии…

Согласитесь, сегодня, из 2023 года, понимаешь, насколько не соответствующим действительности оказалось такое узкое, западно-центричное понимание будущего, когда мир разваливается на макрорегионы, революции и войны только нарастают, а история, похоже, вообще только начинается…

Будущее многовариантно.

“Футуристы используют слово «будущие» — во множественном числе, потому что основной концепцией футуро-исследований (‘Futures Research’) является существование многих потенциальных альтернативных вариантов будущего, а не просто одного-единственного будущего”.

– Joseph Voros, автор The Futures Cone.

“Конусы Будущего”. Futures Cones, Joseph Voros 2003

На известной диаграмме футуролога Джозефа Вороса (Voros, 2003) “Конусы Будущего” (‘Futures Cones’), адаптированном на основании работ Hancock, Bezold (1994), то, как мы склонны думать о будущем обозначается как ‘The Projected Future’, “Спроецированное Будущее”. Это точка в центре, связывающая “сегодня” с “завтра”, принадлежит зоне ‘Probable Future’ — “Вероятное Будущее”, представление о котором формируется на основании проекции существующих трендов:

Adapted & extended from Joseph Voros, 2003

Между тем, “зона будущего” гораздо обширнее.
Ворос выделяет несколько “футуро-областей” — каждую со своим диапазоном. Наибольшую зону охвата имеет т.н. ‘Preposterous Future’ — “Нелепое будущее”, в которое сегодня крайне трудно поверить. Далее, со все меньшим охватом, следуют ‘Possible Future’ (“Возможное Будущее”), ‘Plausible Future’ (“Правдоподобное Будущее”) и, самая узкая область — это, собственно и есть то, что думает большинство, размышляя о будущем: ‘Probable Future’ — “Вероятное Будущее”. Кроме того, Ворос выделяет ‘Prefereble Future’ — “Предпочтительное будущее”, которое можно спроектировать.

От Trendwatching к Futures Research.

Как выйти за пределы “спроецированного будущего”?
Обратиться к альтернативным, кажущимся нам подчас “нелепыми”, сценариям будущего, — то, что еще можно назвать антитрендами.

Убедимся в этом, обратившись к одной из самых известных в мире трендвотчинга кривых “Диффузия Тренда” (‘Trend Diffusion’) футуролога Мари Конвей. На ней показывается жизненный цикл тренда — от зарождения, когда отдельные разрозненные и слабые тренды-сигналы (‘Emerging Issues’) со временем становятся трендами, до превращения в мейнстрим. Чтобы увидеть зарождающиеся проявления будущего стоит, по мысли Конвей, обращаться к радикально-мыслящим ученым, дизайнерам, философам или, как еще их называют, “визионерам”:

“Диффузия Тренда”. Trend Diffusion, Maree Conway, 2007

Как правило, эта кривая демонстрируется без красных плашек. Однако, если обратиться к публикациям Конвей, можно увидеть, как красноречиво она характеризовала этап зарождения будущего с точки зрения того, насколько диким, странным и маловероятным оно кажется людям поначалу. Так, говоря о визионерах, она дает совет: «Обращай здесь внимание на все странное и дурацкое! На то, что сегодня кажется за «гранью возможного», “немыслимым”. А комментируя слабые тренд-сигналы зарождающегося будущего, она пишет: «Основы нашего миропонимания здесь поколеблены и перевернуты вверх-ногами. Мы кричим: «Я в это не верю!». Здесь и формируется потенциальная база для различных вариантов будущего, которое многим — даже, как показывает практика, экспертам мирового уровня — поначалу кажется, выражаясь словами Вороса, “нелепым”…

Дополнительную информацию о весе “пользователей различного будущего” можно найти, обратившись к известной всем, кто в теме создания и разработки новых продуктов, кривой “Диффузия инноваций” Роджерса Эверетта. Социолог Эверетт выделял пять различных типов пользователей новшеств: инноваторы, ранние последователи, раннее большинство, позднее большинство и опоздавшие. Ровно те же категории представлены и на кривой футуролога Конвей, за одним небольшим исключением: у нее вместо “раннего большинства” (Early Majority) прописаны “поздние последователи” (Late Adopters), что, думается, сути не меняет:

Распределение “пользователей различного будущего” на основании “Диффузии инноваций” Эверетта и “Диффузии тренда” Конвей.

А соединив вместе три кривые: “Конусы Будущего” (Futures Cones, Voros 2003), “Диффузию Тренда” (Trend Diffusion, Conway 2007) и “Диффузию инноваций” (Diffusion of Innovation, Everett 1962), мы можем получить дополнительное понимание того, кто и в каком количестве к какому будущему готов:

От трендвотчинга к исследованию потенциальных будущих.

Если следовать логике числового распределения Эверетта, получается, что:

  • Контринтуитивное Будущее (“Нелепое” по Воросу), с которым работают визионеры, резонирует с Инноваторами, которых 2,5%;
  • Возможное Будущее привлекает Ранних последователей, или Лидеров мнения, которые, собственно и “задают тренды”, — их 13,5%;
  • Правдоподобное Будущее, которое уже можно найти в тренд-отчетах, аппелирует к Раннему Большинству, составляющему 34%;
  • Вероятное Будущее, которым мыслит мейнстрим, понятно Позднему Большинству, представленному теми же 34%;
  • Спроецированное Будущее, означающее узкую и однолинейную экстраполяцию настоящего в будущее, распространено среди Отстающих, насчитывающих 16%.

Futures Thinking. Как вы думаете о будущем?

Особенности Futures Thinking — то, как мы думаем о будущем, те же, что и у творческого мышления, Creative Thinking — то, как мы ищем инсайты.

Разрешение нестандартных проблем, в том числе, поиск инновационных решений (“творческое мышление”) и поиск “различных будущих”, прежде всего, альтернативных (“футуро-мышление”) идентичны любому эвристическому поиску.

Неслучайно в последние годы можно найти все больше материалов о комплементарности Design Thinking и Futures Thinking.

“Мышление о будущем, Futures Thinking — это творческий и исследовательский процесс, в котором используется дивергентное мышление, поиск множества возможных ответов и признание неопределенности. Это мышление сильно отличается от аналитического мышления, которое использует конвергентное мышление для поиска правильного ответа и уменьшения неопределенности”.

Futures Thinking, Департамент премьер-министра Новой Зеландии.

Если на “Диффузию Инноваций” наложить “Конусы Будущего”, можно получить интересную картину распределения различных типов футуро-мышления:

Futures Thinking: кто и как думает о будущем. Больше: futuresresearch.ru

Futures Research: исследование потенциальных будущих.

В свое время нам довелось стать трендсеттерами Design Research, запустив российский рынок дизайн-исследований (designresearch.ru). Теперь мы актуализируем новое направление — Futures Research, исследования потенциальных будущих (futuresresearch.ru).

Дело в том, что если мы рассматриваем один-единственный вариант, отталкиваясь от уже существующих трендов, тогда мы “плаваем” в узкой полоске “красного океана”, охватывающей, в лучшем случае, десятую часть возможного будущего. Безусловно, можно бежать в этом направлении какое-то время, но тогда шансы подготовиться к следующему “накату” будущего невелики.

Если какое-то явление достигло стадии “тренда”, другими словами, перешло к раннему большинству, можно быть уверенным, что уже где-то зародилось и развивается его “безумная” альтернатива.

Чтобы наше совокупное понимание будущего охватывало гораздо большую область, в том числе “контринтуитивную”, стоит анализировать множественные, потенциальные варианты, а не упираться в одно-единственное представление о нем, — тогда и точность прогнозирования будет выше. В конце концов, попасть в стаю гораздо легче, чем в одного воробья.

“We are all agreed that your theory is crazy. The question is whether it is crazy enough to have a chance of being correct”.

— Niels Bohr

Один из ключевых факторов актуализации многовариантности будущего — это трендвотчинг, позволяющий отслеживать динамику изменений общества. Это означает не только узкое понимание технологических и потребительских трендов, но и сканирование социальных, эмоциональных, культурных, цивилизационных макро-тенденций в восьми вариантах Компаса Будущего.

Приходите на последний в 2023 году курс трендвотчинга, который стартует 24 сентября. У нас снова собирается очень интересная группа!

Трендвотчинг: Варианты Будущего.
24 сентября, 01, 15, 29 октября 2023

  • Четыре вебинара по воскресеньям по 3 часа, 18:00–21:00, с домашними заданиями и консультациями.
  • Онлайн с видео-записью, методическими материалами и финализацией работы.
  • Два формата: “Ознакомительный” — можно просто послушать, “Полный” — попрактиковаться на своей теме.

“Трендвотчинг: Варианты будущего”: узнать больше и зарегистрироваться.

--

--

Ekaterina Khramkova, PhD

TEDx speaker, paradigm shifter, futures researcher | Founder at lumiknows.com, designresearch.ru | GSN at Copenhagen Institute for Future Studies